Дела и намеpения

Дела и намерения.

  "Создателю дороги твои 
   намерения, но не твои дела"
     (фраза, услышанная когда-то
      каганом хазар и ставшая 
      приговором для хазарского
      государства).

Кажется, что судьба, в которую никто не верит кроме меня, поставляет мне книги в какой-то определённой последовательности с никому не ведомой целью. Поэтому и "Хазарский Словарь" я нашёл не два года назад, а именно сейчас, после "Рубежа", "Франкенштейна", "Голема", "Олы" - причём именно в такой последовательности.

"Рубеж" показывает краешек тайны, выставляя отдельные слова или идеи, но не давая им никакого объяснения, отличного от того, что привычно европейцу. Появляются смыслы, ты заглатываешь их, следя за сюжетом, а они возвращаются к тебе во сне. "Франкенштейн" показывает хрупкость европейской цивилизации - даже если мы знаем, "как" что-то сделать, мы не задаёмся вопросамм "почему" и "зачем", а когда они сами встают перед нами - ломаемся и бежим от ответа, оставляя за собой трупы и разбитые надежды. То, что послужило бы в другой культуре началом исследования, у нас считается завершением; всё остальное неактуально, последствия мы предоставляем расхлёбывать другим.

Культура-монолит, цель существования которого - рост; поглощение (с целью переварить, а не присоединить) и подавление своей мощью всего иного, она окружает нас, загоняет в жёсткие рамки и унифицирует любыми методами.

Но оставшись один на один с результатом собственных действий, человек лишается поддержки, перестаёт давить - и ломается от давления изнутри. Сломавшись же, он перестаёт быть частью цивилизации и та выталкивает его наружу. То же случается и с теми, кто не успевает прогнуться под изменчивый мир, как это случилось с персонажами "Ола". Тем повезло - они оказались вне времени и пространства: их вытолкнула не только цивилизация, но и природа.

А вот представители иного мира не пасуют. Да, им страшно, они дрожат - но не бегут. Оказавшись в шляпе Перната, герой получает ключи к тайне Голема. Нет, не ключи даже, а нечто вроде воспоминания о месте, где когда-то ключи эти были сделаны. Он ошибается, он не идёт к цели напролом и не преодолевает препятствия, но обходная дорога выводит героя к истине, которую ни он, ни автор не спешат поведать читателю. Получив своё, герой отдаёт шляпу и завершает рассказ, так и не начав его.

Две стороны. Но истина - не медаль, и сторон имеет гораздо больше. Европеец, испугавшись своего порождения, убегает, еврей - разбирает на смыслы и делает незначительным, не забывая о выгоде. Мы же - третья (но не последняя, далеко не последняя) форма культуры.

Каков самый главный продукт цивилизации? Мусор. В развитых странах (а Россия - всё ещё не исключение) мусора производится на одного человека в два раза больше, чем весит его тело. Европа везёт всё на свалку. Цивилизация непрерывно жрёт природные богатства и выделяет мусор, и чем более цивилизован народ, тем больше мусора - обёртки становятся с каждым годом всё более экзотичными. Призывая "купи меня", товар одевается в бумагу, в картон, в плёнку, в пластик, в металл - для того, чтобы отправить на свалку сначала обёртку, а потом - и самоё себя. Ещё не пришедшие в негодность автомобили, компы, бытовая автоматика и одежда летят в мусорные баки, чтобы быть заменёнными на новые модели в ещё более броской упаковке. Главнейший результат, полученный человечеством на пике технологии - сотни квадратных километров свалок, гниющих по всей планете.

А вот другой подход. Вместо того, чтобы бежать от результата своих трудов, можно разделить их, переработать. Это - подход еврейской цивилизации, всегда выступавшей при мирном сосуществовании с европейской в роли санитаров-старьёвщиков и лекарей-ростовщиков. Униженные потомки кочевников с завышенным самомнением помогли Европе не захлебнуться в собственном дерьме, перераспределяя капиталы и заодно - давая выход пару: когда во всех бедах можно обвинить малознакомого соседа из подвального этажа, на душе легко и спокойно. А уж если объединиться и всем кварталом набить ему морду - то сразу чувствуешь себя властелином мира, белым человеком и представителем высшей расы.

Славяне идут по третьему пути. Мы не бежим от результата и не пытаемся его осмыслить. У нас нет ни начала, ни конца, мы - "страна не дураков, а гениев", планомерное исследование - не для нас: или мгновенное озарение, как пришедшая Менделееву во сне таблица, или - труд от зари до зари, с надрывом жил и кровавым потом, а по получении результата - обмыть и забыть. Пугаться нечего, потому что для нас вопрос "как" уже решён - "как получится", на вопрос "почему" есть ответ "я так хочу", а на вопрос "зачем" - ответ "не знаю". Последний вопрос вообще лучше не задавать, потому что, задумавшись над ним, наш человек всегда решает, что, в сущности, незачем - и идёт курить. Покурив же, либо бросает идею, либо - загорается новой, зачастую столь же бесполезной, сколь и грандиозной. "Раззудись, плечо, размахнись, рука!" - первый кит нашего мышления. Второй - "надо, значит надо". Кровь земледельцев - ариев, сколотов, полян, взывает к тому, чтобы любое важное дело было доведено до конца: не уберёшь урожай - помрёшь с голоду, не починишь крышу, не нарубишь на зиму дров - замёрзнешь. Не Африка, в хижине под бананом не проживёшь. Третий - "лишь бы человек был хороший". Личное отношение всегда ценится выше общественного положения. Новый русский может по душам поговорить с бомжом и подарить ему ключи от мерседеса, а бомж тут же пропивает машину с приятелями, которые потом убивают его, не поделив пустую бутылку. Это - уже влияние Азии, кровь скифов, печенегов и монголов - кочевников, так же легко получавших богатство, как и расстававшихся с ним, а выше всего ценивших дружбу и гостеприимство.

Мы просто принимаем мир таким, какой он есть. Точнее, каким он нам кажется. Такое легковерие то вредит нам, то помогает - на протяжении истории бывало по-разному. Нас надо убедить, что дело - важное, что оно нужно людям и что его, если поднапрячься, можно сделать достаточно быстро, И - ВСЁ. Дело сделано в два раза раньше срока и на 120% плана. Мы поверили в то, что человек может полететь в космос - и человек полетел, европейской цивилизации пришлось догонять нас, а потому - ей было не до комплексов, и вместо того, чтобы дрожать при виде гигантского фаллоса ракеты, направленного в небо (прямо в жопу бесполому богу с ангелами), Европа зачитывалась космическими операми.

Даже индусы, не утратившие своей великой истории, в которой уже 6 000 лет назад были и битвы с богами, и ядерное оружие, и технический прогресс, были ошарашены таким событием - почитайте диалоги Шри Прабхупады с учениками (в книге "Жизнь происходит из жизни", спросите у кришнаитов). Но и они приняли идею и сами стали запускать спутники.

Откат наступил совсем недавно. Испуг перед выходом в космос ещё не перерос в панику, но шёпот "а зачем это надо" уже давно перерос в нестройный гул. Первой трещиной была неудача "Иридиума" и других глобальных проектов спутниковой связи. Человечество отказалось от них, посчитав сотовые телефоны более дешёвым вариантом. Ну и бог с ним, с человечеством! Тот самый, с советской ракетой в попе. Когда рухнул всемирный Торговый Центр, все сотовые в Нью-Йорке замолчали на несколько часов. Цивилизация бежит от космоса, как раньше убежала от дирижабля, а в скором времени - убежит от компьютера. Счастливое исключение - самолёты и автомобили, тоже изрядно испортившие портки европейцам в начале века, остались в результате постоянного применения в войнах... а за несколько поколений - мы привыкли.

Я сам говорю "мы", выступая то от имени европейцев, то - от имени славян. А ничего не поделаешь, Нижний Новгород - пуп земли: если смотреть на карту мира, он примерно посередине - как Иерусалим на средневековых картах. Слова прыгают с моих пальцев на монитор, отражаются в глазах и попадают обратно в голову, чтобы тут же по спинному мозгу перейти к пальцам. Некоторые слова промахиваются и попадают в желудок, где медленно перевариваются и с потоком крови снова притекают к мозгу. Другие же слова, слишком лёгкие для восприятия, воспаряют ввысь и шебуршатся над головой. Так я пишу, закрыв "Хазарский Словарь" - книгу о народе, который жил, как и мы, на стыке трёх культур - греческой, арабской и иудейской. В документах каждой культуры значится, что в конце своего существования хазары приняли именно её. Греки пишут, что хазары были крещены Кириллом и Мефодием, арабы - что они приняли ислам от Фараби ибн Коры, а евреи утверждают, что хазары перешли к вере Моисея под влиянием доводов Исаака Сангари. Я не знаю, что здесь правда, а что - выдумка Милорада Павича, профессионального историка и автора версии словаря для 20-го века. Что бы там ни случилось, народ забыл себя, оставил свою культуру и был вынесен Святославом - язычником и представителем четвёртой культуры - славянской. А уже через поколение воины хазарского происхождения из дружин молодых князей считали себя её представителями. Как, впрочем, и мы (кто? кто?).

***

Если кто ещё не читал эти книги и желает, чтобы крыша его как следует съехала - прочтите их именно в таком порядке (и без многомесячных промежутков, как это было у меня) - вы услышите "Intentio tua grata et accepta est Creatori, sed opera tua non sunt accepta", и все ваши три души - молодая, зрелая и старая, возжаждут истины, а истину можно услышать только во сне. Спросите у принцессы Атех, которую демоны лишили воспоминаний, пола и речи, а когда она предложит вам плод "ку", похожий на мидию - не отказывайтесь, а не то собственный верблюд плюнет вам в глаз!

P.S.

Ошибка хазаpского кагана (так им и не понятая) и совpеменной евpопейской цивилизации по Милоpадy Павичy.

Hамеpения: дать меньшинствам pавные пpава с большинством.
Дела: большинство лишается всех своих пpав и - yничтожается.

Подpобности: см. "Хазаpский Словаpь" он pyлез!

Commander Хэлл.
5.10.2001


[Домашняя страничка Коммандера ]

Hosted by uCoz