I международный фестиваль
старинной музыки
"Высокое Возрождение",
10-14 декабря 2001г.,
Нижний Новгород.

По следам скомоpохов с домpами

1. Высокое Возрождение

Везёт нам в последнее время на международные фестивали! Последний был посвящён тому, от чего нас желают отучить на уроках. То есть - той самой классической и народной музыке, отвращение к которой у меня прошло только через два года после школы. Потом потихонечку, битлами и Jethro Tull-oм, вылечился и научился музыку чувствовать, а не препарировать, отважился сначала Баха послушать, потом - Моцарта. Бах оказался старым металлюгой (жаль, что в 17 веке не изобрели барабанную установку), а Моцарт - глэмщиком (это, впрочем, ещё в «Маппет-Шоу» заметили). Вскоре я понял, что важно не столько то, что играется, сколько то, кто это исполняет: ноты и Sinclair сыграть может, но MIDI и живой звук - это даже не две большие разницы, а где-то около десяти.

О «Высоком Возрождении» я узнал на другом фестивале - «Интересов», о котором вы ещё узнаете - из этого самого номера. Точнее, на «Фестивале Интересов» я узнал только о гала-концерте, завершающем «Высокое Возрождение», а полную информацию выдала телекомпания «Волга». Оказалось, что с 10 по 13 декабря у нас в городе почти круглые сутки будет исполняться музыка, которую слушали в Европе лет этак 300-500 назад, причём на точных подобиях инструментов, для которых она (в смысле, музыка, а не Европа) в своё время делалась!

2. Сюита или соната?

Логичнее было бы узнать о провале во времени у Mary the Unreal, поскольку её проект «Универсалия ин ре» связан с музыкой Средневековья, а значит, к Возрождению довольно близок. Но Mary в этот раз не участвовала, и о предпоследнем концерте сказала мне АнтиНата. Несмотря на позднее время (12 декабря шоу начиналось в 18:30), я на нём так и не заснул - а ведь боялся: стоит мне принять устойчивое положение в пространстве, сразу ко сну тянет.

К началу я не успел.

- Это не сельский клуб, чтобы опаздывать! - приветствовала меня вахтёрша Дома Архитектора.

Впрочем, я опоздал не один - таких было чуть меньше половины зала. А на сцене находились А.Решетин (со скрипкой) и И.Шнеерова (за клавесином): будем в дальнейшем называть музыкантов так. В програмке не было их полных имён, зато содержалась информация, о которой ни они сами, ни ведущая (на следующий день) не сообщили: А.Решетин и И.Шнеерова - солисты ансамбля «Musica Petropolitana». Играли они мастерски, объясняя перед каждой новой вещью, когда и для чего был написан очередной суперхит. Я даже запомнил, что в первый день исполнялись части из розенкранц-сонаты (или сюиты... я не специалист, а спросить не у кого): большого цикла из 15 кусков, каждый из которых повествует о каком-нибудь событии из жизни главных героев Евангелий.

Части сюиты (или сонаты...) в своё время игрались после церковной службы, по одной в неделю, и никогда не исполнялись одна за другой. Для некоторых частей по замыслу композитора требовался особый строй, а так как инструмент настраивать долго, на сцене во время того концерта, на который я попал, присутствовало сразу две барочных скрипки, по-разному настроенных. Одну А.Решетин держал в руках, а другая ожидала своей очереди. Однако если бы я слышал это в записи, мне бы показалось, что скрипок одновременно играет две.

Кстати, ежели кто думает, что на такие концерты ходят только в смокингах или, по крайней мере, в пиджаках с карманами, глубоко ошибается - народ там был в обычной одежде: в джинсах и свитерах, причём пипл в основном не особо академический, например, из группы «Racoons».

Фестиваль оказался действительно международным: во второй части выступала группа «Rocal Fuza» из Польши с народными песнями, самая старая из которых относится к 11 веку, а самая новая - к 16-му. Оказалось, что одну из песен я уже слышал на компакте группы «Krless», который Blackbird весной привезла из Праги (если я ничего не напутал). Главным артефактом группы была колёсная лира - инструмент, напоминающий одновременно шарманку, лютню и синтезатор: с одной стороны ручка, приводящая в движение соприкасающееся со струнами колесо, с другой - колки, а посередине - клавиши. Звук регулируется тремя разными способами, так что набор сэмплов у этого протосинтезатора получается весьма впечатляющим.

3. Гала-концерт

Дешёвые билеты (по 20 рублей) были раскуплены все, да и дорогих (по 50), судя по количеству народа в Кремлёвском Концертном Зале, оставалось немного. 13 декабря свободных мест почти не было.

Каждой группе дали одинаковое время на выступление, но крупным ансамблям повезло больше, потому что представляли каждого участника. В первой части выступали «Ellerino» (Эстония), «Rocal Fuza» (сам поляки произносят это как «Рокафузза», через «о» и с ударением на «у») и гвоздь программы (они же - организаторы фестиваля) - ансамбль «Гальярда» (наш, нижегородский). Готовились главные нижегородские возрожденцы долго, настраиваясь с методичностью школьной рок-группы. Перед выступлением торжественно вынесли свой клавесин и утащили за кулисы инструмент питерцев (я разницы между клавесинами не заметил). Кстати, один гальярдовец вышел даже с гостями из Эстонии: за время фестиваля группы успели познакомиться и провели совместные репетиции.

Первое отделение закончил нижегородский органный мастер с не запомнившимся мне именем, который тихо представил свой новый инструмент - ма-аленький такой органчик - и сыграл на нём несколько коротеньких (но вполне эхотажных, т.е., в переводе с фидошного на человеческий, соответствующих названию фестиваля) произведений.

В зале... Мыша спала, Арафель закрыла глаза, чтобы слушать, но поняла, что если не откроет, то заснёт. Некоторым не понравилась солистка «Гальярды», в смысле, её пение. Задние ряды время от времени добавляли в общее звучание современные ноты, изрыгаемые сотовыми телефонами.

***

Второе отделение началось с уже знакомой нам команды из Питера («Когда композитор писал музыку, он не предполагал, что она будет когда-либо звучать в таком зале. Инструменты у нас тоже тихие, поэтому прошу зал - потише,» - этими словами предварил своё выступление А.Решетин. Играл он куда громче органиста. Да и приятнее.).

Группа «Анима» из Москвы ни на чём не играла. Только пела. Но хорошо пела. Первые две вещи, с распевами на 6 голосов, напоминали вступление к «Bohemian Rhapsody» Queenов. Дальше пошли хиты попроще.

После второго выступления «Гальярды» несознательные граждане направились в раздевалку и пропустили самое интересное. После представления этой нижегородской группы («Здравствуйте, Али-Баба и 40 разбойников!»1) слово взяли спонсоры и долго не хотели его отдавать.

Я не могу сказать точно, кто произнёс сию историческую речь, и потому, чтобы никого не обидеть, привожу её конспект, составленный по воспоминаниям слышавших. Итак, живой великорусский язык:

- На этом фестивале не только границы земного шара раздвинулись, но мы ещё стали рыться вглубь веков!..

- В это время у нас на Руси ещё скоморохи с домрами бегали, а в Европе уже писали вот такую музыку...

- Тысяча двести двадцать первый век... Как глубоко мы опустились: совсем маленькие ребята, а ведь их души отошли в тишину иной музыки! Их руководитель проявляет весьма героические усилия! И хочется всем им пожелать - горите прежним ярким огнём!..

Основательно помучив переводчиков (в зале присутствовали гости из Австрии, вряд ли в тонкостях русской словесности разбирающиеся), спонсоры и организаторы угомонились, а участники фестиваля спели его гимн (нечто торжественное на латыни, заканчивающееся словами «magnificate musica»).

Мой организм дал фестивалю высочайшую оценку - я ни разу не заснул, а мой шкаф пополнился очередным компактом - от группы «Rocal Fuza».

Commander Хэлл.

1. Анекдот такой есть: идёт ёжик по лесу, видит - три богатыря на конях едут. «Здравствуй, Илья Муромец!» - «Здравствуй, ёжик!» - «Здравствуй, Добрыня Никитич!» - «Здравствуй, ёжик!» - «Здравствуй, Алёша Попович!» - «Здравствуй, ёжик!» - «Здравствуй, конь Ильи Муромца!» - «Здравствуй, ёжик!» - «Здравствуй, конь Добрыни Никитича!» - «Здравствуй, ёжик!» - «Здравствуй, конь Алёши Поповича!» - «Здравствуй, ёжик!» - ... - «До свиданья, Илья Муромец!» - «До свиданья, ёжик!» - «До свиданья, Добрыня Никитич!» - «До свиданья, ёжик!» - «До свиданья, Алёша Попович!» - «До свиданья, ёжик!» - «До свиданья, конь Ильи Муромца!» - «До свиданья, ёжик!» - «До свиданья, конь Добрыни Никитича!» - «До свиданья, ёжик!» - «До свиданья, конь Алёши Поповича!» - «До свиданья, ёжик!» Идёт ёжик дальше по лесу, видит - Али-Баба и 40 разбойников на ишаках едут. «Здравствуй, Али-Баба!» - «А пошёл ты, ёжик, некогда нам!»


Опубликовано в МС 1(100)-2002

[Домашняя страничка Коммандера ]

Hosted by uCoz