СВЕЧА-2001
Нижегородский Университет,
апрель-май 2001.

"Свеча" горела... и горит

1999 год. Весна. "Свечевцы-99! Следующая репетиция состоится 23 марта 1999 года на нашем славном факультете в 18.00. Явка строго обязательна. P.S. Место встречи - 3-й этаж. Мы." К букве "Ы" пририсованы крылышки истребителя. Снимаю объяву со стены и уношу с собой - для архива.

"Рассказ у нас пойдет в особенности об "Ыстребителях", и любознательный читатель многое узнает об их нравах и кое-что из их истории..." Иначе невозможно, если смотреть на "Свечку" глазами истфаковского студента.

Последние 30 лет Универ (ННГУ им. Н.И.Лобачевского) встречает Весну "Свечой" ("Студенческими ВЕЧерами Авторства") или, как она официально называется, фестивалем "Студенческая Весна". Команды участвующих факультетов готовят выступления на один вечер. Содержание представления полностью зависит от фантазии студентов. Это праздник творчества, светлая улыбка Alma Mater. Можно ли понять, что такое Университет, не прикоснувшись к "Свече"?.. Фестивальный сезон ННГУ стартует еще осенью, со Дня Первокурсника, переходящего в "Осенние дебюты" (октябрь-ноябрь). "Свечка" (апрель) - кульминация и финал. Фестиваль предполагает некий конкурс среди факультетов. Существует определенный набор представляемых жанров: танец, песня, чтение стихов и т.д. Действо оценивает жюри, в целом не сменившееся за все 30 лет и специализирующееся по жанрам (например, профессор консерватории Г.А.Годзевич, прозванный Годзиллычем, оценивает музыкальные номера). После выступления - "разбор полетов" в конференц-зале, а по итогам фестиваля проводится гала-концерт. Словом, все как положено. ("Гала", составленная из одобренных судьями номеров, - зрелище довольно-таки неприглядное. Действительно "сочные" вещи туда попадают редко.)

"Ыстребители" - это творческая или, как они себя называют, шоу-группа исторического факультета, главная организующая сила и автор всех выступлений ИФ. Они также оценивают и отбирают тех из истфаковцев, кто желает проявить себя на сцене. Команда возникла в 1998 году как шутка Федора Дроздова и Артема Ледяева, выдумка, затянувшаяся на неопределенный срок. Впервые я увидела их на своем Дне Первака, который завершился тем, что выступавшие бросились со сцены в зал - просить милостыню у зрителей под звуки "Московского романса" Макса Покровского. Долой серьезное отношение к себе и к конкурсу! "Мы работаем не на жюри, а на зрителя", - слышала я от них еще на I курсе. Во время представления - полный отрыв за кулисами ("Народ просек фишку!"), после - отрыв жюри на "разборе полетов". Форма, в которую студенты облекают свое действо, зависит от претензий факультета: будет ли это чередование номеров, объявляемых по бумажке парочкой нарядных и прилизанных ведущих, или единая связующая сюжетная линия, приближающая действо к спектаклю и требующая настоящего актерского мастерства?

Самые высокие претензии предъявляют филфак, биофак, истфак и факультет ВМК, традиционно делящие между собой призовые места (из которых ИФ традиционно - на 2-м или 3-ем). Так оно и было: объява, первый сбор, вымучивание "общей концепции" выступления, накидывание "мяса" - конкретных номеров; репетиции на факультете, репетиции в зале; тщетные попытки побороть разгильдяйство; афиши и программки; генеральная (где малевались и декорации), прогон, ругань и нервотрепка; лампы, напитки и распечатки сценария для жюри. Потом зал заполняется, свет гаснет, и начинается ОНО... За кулисами подпевают, подбадривают, подгоняют, хлопают, танцуют, переодеваются и матерятся (т.е. непосредственно "режиссерствуют"). "@%&#$, не трогайте занавес, сколько можно повторять!"; "Отберите рояль у этого мудака, что он делает?!"; "Микрофон!!!"...

В 2000-м Филфак и Истфак выдвинули, независимо друг от друга, одну связующую идею - "Поезд". Впечатления "Ыстребителей" от этой "Свечки", фотки и кусочки сценария выложены на [www.uic.nnov.ru/~bada/istrebitely.html]. Страничка с того времени не обновлялась - а жаль, есть, о чем рассказать...

2001 год. "ЭТО ВАС НЕ КАСАЕТСЯ! убедительная просьба всем незаинтересованным лицам не приходить 12 марта в 18.00. к 301 ауд.. когда будет начата подготовка к конкурсу "Студенческая весна". Они там никому не нужны, их там никто не будет ждать."

Народ сменился, из старого состава "Ы." остались немногие. Поиск общей идеи отложили на последние дни перед выступлением, чтобы не растягивать его на месяц, как обычно. Я видела выступления всех лидирующих факультетов.

Биофак, представлявший замок Дракулы, начал действо в стиле добротной "чернухи" (я аплодировала от души, когда по требованию графа подать ужин на сцену высыпали детишки с незатейливым танцем). Все связки держались на отличной игре Вампира (Александра Лебединского). На "Свечке" БФ выступали и дивно знакомые музыканты - Иллиэль, Раэни, Игорь (1 мая, от пл. Горького до Аст-Сенны: Mary - флейта, Игорь - гитара). Играли что-то ирландское (я по своей неграмотности большего сказать не могу). Ну и, конечно, - колхозная серенада "Че ты, че ты", которой мы с Элькой скоро всех задолбаем [(Уже... задолбали. "Милый, вставай, уже утро настало! Милый, вставай, уже утро настало!! - Че ты, че ты, девка проснулась! Че ты, че ты, девка проснулась!!!" - Эль.)].

Из выступления ВМК запомнилась песенка про Windows. Народ на сцене изображал клавиатуру. Сценка адресовалась, без сомнения, присутствовавшим в зале Commander'y и DEN'y.

Филфак порадовал, как всегда, танцами. Меня лично поразил ирландский и еще один - под песню Бьцрк из "Танцующей в темноте". Еще - яркие и необычные пантомимы от Павла Алехина. Кое-кто не мог поверить, что играл один и тот же человек (Жанну Агузарову, древневосточную богиню, фараона...). Кроме того, он пару раз выходил петь. В первый раз - нечто, напоминающее Вертинского. Только я так и не поняла, был это стеб, серьезное выступление или издевательство над зрителем. Объединяла все номера идея Театра. Идея была замечательная. [(Идея замечательная, а актеры никудышные. Ну не хватает им актерского мастерства! - Эль)]. Кстати, нынешняя "Свечка" стала настоящим праздником для пивопоклонников: везде, где я была, люди на сцене по жизни пили пиво. Торжеством пивопоклонничества можно считать сценку экономфака, включенную в программу ФФ и завершавшуюся словами: "Любовь приходит и уходит, а пива хочется всегда!"

У кого не было "общей концепции", так это у истфака. Народ решил не мучиться и сделал концерт. "Прогулки по апрельскому парку". Просто концерт... Федор на репетициях закидывал нас сценариями номеров, из которых поставлены были немногие; я помню только "Пожарников", "Генератор идей" и одну песенку.

Самые "сочные" моменты 1-й сценки: Звонит телефон. Секретарша (Мари): "Алло, пожарная часть. Что? Попробуйте водой." (кладет трубку) - "Что за адрес?" - "Улица Павлика Морозова, 12." - "Что-то знакомое. Посмотри в журнале, что вчера горело." - "Павлика Морозова, 11." - "А позавчера? - Павлика Морозова, 10." - "Однако, тенденция! Позвони-ка ты на Павлика Морозова, 13... Хотя нет, пусть будет сюрприз..."

Звонок. "Алло. пожарная часть. Вы горите? Я тоже горю... Я вся пылаю! Мы, только мы сможем вас спасти... У нас есть такие длинные-длинные шланги и огромные красные лестницы, которые поднимаются и поднимаются сами собой... Я - стройная блондинка, со мной - куча здоровых, сильных парней... Ой, нет, девушек, девушек... Да, и вашу супругу мы тоже спасем... Что?" (кладет трубку) "Нет, на сегодня этот вызов отменяется."

В "Генераторе идей" двое ученых (Тёмка и Олег) представляют свое изобретение, читающее мысли (их озвучивает Дуги за кулисами). Луч "генератора" (антенна магнитофона на сцене+прожектор) гуляет по залу. Тёма: "Попробуйте там." Дуги: "А у той девушки впереди блузка красивее, чем у меня. И макияж лучше. И ноги длиннее. Зато у меня - волосатее!! И вообще я парень хоть куда..." Тёма: "Теперь - туда." "Луч" направляется на балкончик, где орудуют "световики" (осветители). Дуги (шепотом): "Налива-а-ай..." И т.д. Номер взяли на "галу", а уж там мы в своем углу так орали, что прожектор в конце концов направили и на нас. "Генератор" выдал страшно загрузную фразу, а Тёма откомментировал: "Не делайте такое умное лицо, это фонят мозги вашего соседа." Спасибо за поддержку, в общем.

Другая задумка Фёдора - "Рыдальная женская песня". Пела Мари, перечисляя своих бывших и рассказывая, как она с ними, козлами, разделалась. В это время из-за кулис один за другим выходили наши парни и падали "замертво". Под конец песни вся сцена была устлана "трупами". Предполагалось, что на "гале" можно будет договориться с кем-нибудь из зрителей, чтобы и в зале появились "трупы" (Наис, зря тогда не вышел! Нас бы попросту расплющило от восторга). Еще одна хорошая вещь - "Новая Русская Правда" Кольки Ганина. Отрывок из "Обращения Владимира Владимировича Красно Солнышко к народу": "Я был избран свободным волеизъявлением народа под лозунгом "Голосуй - или на кол". Выбор был - либо на дыбу, либо на кол. Я баллотировался от Федерации свободных бояр, которую предпочитаю называть просто - "ФСБ"... Построю на Неве город и назову его... скажем, Путинбург. А кто будет несогласен, того отправлю в отпуск. На море. На Белое. Лет эдак на 20. А половцев будем мочить в сортире. Хотя да... какие в степи сортиры..."

Когда Годзиллыч на "разборе полетов" начал поливать грязью "Пожарников" как образец пошлости, сорвался Тёмка. Профессор через каждое слово повторял, что "не все то хорошо, что веселит народ". (Спрашивается: а что тогда хорошо и для чего тогда "Свечка"?! "Свеча" - это то, что загорается от избытка огня внутри нас, это.. это живая и непосредственная реакция студента на Весну! Ну что останется от Весны, если ее пропустить через фильтр цензуры?.. Кхм.:)) ) Тёмку успокоили, но жюри еще тявкало время от времени, не в силах забыть бунта. И присудило I место. Пополам с филфаком. Перваки радовались, утверждая, что "это не мы пополам с ними, а они - пополам с нами"... Какая к черту разница? Истфак перестал быть творческой оппозицией. Мы, по выражению одного из членов жюри, "стали проще". Надежда на 2002-й...

В этом году гала-концерт являлся также этапом отборочного тура для городской "Свечи". Студентов ИФ и ВМК отстранили от подготовки концерта, этим занялись судьи - актеры ТЮЗа, Игорь Авров и Ирина Страхова. В итоге получилась еще бульшая лажа, чем обычно. Из лучших выступлений (ФФ-ИФ) выбрали по паре номеров. А концерт длился 2,5 часа. Зрители с истфака составили мощную группу поддержки родного факультета. Даже чересчур мощную. Уши временами закладывало...

На сцене - Мари. Вместо "Рыдальной женской" - "My Heart Will Go On" Селин Дион. По решению жюри. Противно. Мари не распелась и лажает. Мы вовсю подпеваем. В зале один за другим "распускаются" зонтики, вспыхивают огни зажигалок. Я смотрю направо и вижу, что в проходе переодевшиеся после "Генератора" Тёмка и Олег изображают эпизод из "Титаника": Олег придерживает Тёмку за талию, а тот, раскинув руки, тянется к сцене, где поет его девушка. "Тёма! - орем мы. - Молодец!! Иди к ней!"

Распределение мест за 2001 год: III - химфак и биофак (жюри на мыло, биофак был заметно лучше!!), II - ВМК, I - истфак и филфак.

Фио

P.S. Спасибо Илье Герштейну, Лилиан Рок, Ольге Котовой и Евгении Зиминой :) за предоставленную информацию!

P.P.S. "Свечевское" движение понемногу охватывает другие ВУЗы Нижнего (НГЛУ, НГПУ и т.д.). "Свечу" - в массы! No pasaran! Мафия бессмертна! Дайте народу пива!!!

Было опубликовано в МС 11(89)-2001

[Домашняя страничка Коммандера]

Hosted by uCoz