Кто они, фэны?
Часто — неудачники-одиночки, которым фантазии заменили реальный мир, создатели и потребители воздушных замков. Иногда — восторженные дети. Иногда — влюблённые в глянцево-клиповое (липовое?) великолепие очередного чартового небожителя девочки (реже — мальчики), потенциальные группи… Иногда — просто психи… Бесконечный диагноз.
Впрочем, стоп. Болезнь, которую так и не смогло победить человечество, вступив в XXI век, — это не СПИД и даже не насморк. Это… любовь. Так можно ли говорить предвзято?
Привет от наживающегося на наших чувствах шоу-бизнеса!
Музыкальный фанат — это паразит. Его любимое занятие представляется окружающим ничтожным и глупым по сравнению с другого рода увлечениями. Захламление дома дорогущей аппаратурой и записями несоизмеримо с выпиливанием лобзиком рамочек для фотографий или прополкой грядок с редкими сортами овощей. Столкновение жизненного и нежизненного, мира фантазий и галлюцинаций с бытом… И печальное следствие — фэном можно быть только при наличии в кармане свободных денег…
Переписка фэнов — это отдельная реальность, заключённая в прямоугольники конвертов и проштампованная печатями. Мир девчонок от 13-и и до бесконечности. Кому-то — лекарство от одиночества, кому-то — сиюминутная мода. Клапаны конвертов скрывают околомузыкальный и околокиношный стёб пополам с девичьими переживаниями. Проклеенные скотчем марки (“обязательно вернуть!”)… Сложенные вчетверо и более статьи… Особо ценится зарубежная пресса: английская, немецкая, польская, испанская. А некоторые исхитряются переводить даже с японского. Впрочем, иногда обладание информацией важнее её содержания.
Стиль и язык иностранной жёлтой прессы в её обрусевшем варианте плотно проникают в мозги. Это попса обучения, и ею, как и музыкальной попсой, нужно переболеть. И лучше — в детстве.
“Музыкальные” объявления распространяются через все средства массовой информации (газеты-журналы, теле- и радиоэфиры, Интернет) и извечно похожи одно на другое. Среди бесчисленных почитателей Бритни Спирс и “Иванушек” иногда встретишь металлюгу, гота или какого-нибудь рок-н-ролльного “любителя древностей”. Люди ищут в музыке себя, “своё” и “своих”.
Возрастные категории с приблизительной точностью отделяют влюблённых в идола школьниц от зрелых хранителей идеологии и ценителей звёздного творчества. Маниакально настроенные коллекционеры плывут в одной лодке с доморощенными философами, находящими в избранной ими музыке ключи к мировым тайнам.
В общении с себе подобными бывалый фэн жесток и циничен, зелёный — наивен и улыбчив (не без исключений, конечно). В контактах с “оппозицией” (родители, фэны “враждебных” стилей и групп) сквозит непреклонность. И чистят друг другу физиономии гранджеры и рэпперы, и чистят дворники исписанные стены домов и подъездов…
Такая вот ту-лу-ла-ла. Такая вот музыка. Такая вот вечная молодость.
Bang (Нижний Новгород)
Было опубликовано в МС 12(111)-2002