Фестиваль «Студенческая весна-2002»,
Нижегородский Университет, 9-27 апреля 2002.
1. Свечка для спокойно спящих
Биофак. 12.04.2002
«Биофак радует всегда продуманными, отобранными номерами,» – говорил кто-то из членов жюри...
А у меня душа пела. Милый, добрый биофак, чей юмор так лёгок и ненавязчив! И пусть номера были не всегда настолько профессиональные, как у филфака или истфака, но зато живые, радостные и – главное – готовые осенить этой благодатью любого.
Каждые сценка, песня, танец стали частью нечленимого единства, которое вместило в себя ощущение весны, поэтому трудно говорить о достоинствах-недостатках любого из номеров в отдельности. Но я постараюсь.
Общая идея. В начале XX века в космос отправился маленький кораблик «Биофак». И теперь «Большая стирка» в лице Андрея Малахова, взяв в помощь Молекулу Хлорофилла – «связующее звено между Солнцем и Землёй» – рисует перед нами картину: как это было.
Сценка «Матрёшки». Новая трактовка происхождения Буратино. Нет, там, конечно, есть Папа Карло (Макс), стругающий полено... Но там же и вереница матрёшек (у одной из которых подозрительно длинный нос)! Ну а в конце Буратино и Папа Карло очень лихо отплясывают под финальную песню из фильма.
Сценка «Телепузики». Идёт обучение новобранцев. Командира отзывают, и его функции временно исполняет дочка. Та отдаёт распоряжение: «Хочу «телепузиков»!» Солдаты исполняют. Прелесть что такое! Когда командир возвращается и видит создавшуюся ситуацию, единственное, на что его хватает, это воскликнуть: «О мать моих будущих внуков! Что ты натворила?!»
«А вот и те, кого ты давно хотела увидеть!» – «Кто? Хоббиты?» – «Нет! Хорриты.» – «А кто это?» – «Ну, хорриты... Те, кто поёт хором.» Звучит «Эдельвейс». Красиво.
Не всё было блестяще. Но зато только на выступлении биофака я почувствовала правило «Свечки»: каждый имеет шанс выйти на сцену (камень в огород филфака – чего только стоят предсвечёвские объявления типа «Желающим участвовать собираться n-ного числа»).
Филфак. 16.04.2002
Моё мнение о концерте сформулировал тов. Ав(о)ров: «Я увидел хороший концерт... но не НЕЧТО, хотя почему-то ожидал этого НЕЧТО от вас».
Хотя, я, наверное, несправедлива. Просто мне вспомнились слова Димы Лаврова, когда ещё осенью он агитировал перваков участвовать в «Дебютах»: «Основной соперник нашего факультета – истфак. Только мы побеждаем благодаря тому, что у нас шутки не пошлые». Грустно.
Общая идея – строительство. Я так и не поняла – чего. (Недаром, видать, строило ООО «Нафигстрой<...>инвест!) А сами номера, как всегда, в массе своей были качественными. И, разумеется, кое-что понравилось и даже запомнилось.
Сценка в парикмахерской. Виртуозное бритьё под Брамса.
Пародия на Алсу (которую жюри упорно именовало Алисой). Фокус с убыстрённой записью. А что, забавно звучит «Зима» в скоростном режиме при сопровождении соответствующими жестами.
Танец манекенов. «Приём старый, но трактовка – новая, и превосходная». А трактовка такова: манекены разбивают стекло витрины и выходят в улицу. Насовсем.
«Дождливый» танец. Красиво, хоть и лажово. А главное – идея неплохая. Одиночество на фоне любви. И льёт дождь.
Авторская песенка про бумажный дом. Как мне кажется, единственная по-настоящему душевная вещь.
«Жрец». Я не знаю, что в этом номере было жреческого – скорее, следует говорить о шаманских элементах. Завораживающее движение двух цепей... из стаканчиков.
ДЗШовая сценка «Классики». Обыгрываются филологические анекдоты (преподаватели литературы, сидящие в зале, это оценили и непрерывно смеялись): «Писарев, уйдите! Вы в коричневом!» – «Не выгоняйте, а? Я научился плавать...» Гоголь, например, постоянно искал зажигалку. В конце концов нашёл и сжёг второй том «Мёртвых душ». И первый – по ошибке.
Кое-что запомнилось, но не совсем понравилось или совсем не понравилось.
Сценка с Фросей, которая приехала поступать на филфак, – откровенная мерзость и пошлятина (хотя актёры ей явно гордились). Фраза «филфак – это не дурдом, а дом дур» – самая, пожалуй, невинная.
Девчонка, певшая грооомко по-английски... Как справедливо заметила Фио, хочешь поорать – выйди на улицу, а хочешь голос показать – выбери песню получше. Что меня вдобавок вывело из себя – кошмарное произношение. Точнее, его отсутствие.
Дуэт (кодовое название – «Две звезды»)... Ха!!! Ха!!! Ха!!! Зал просто потонул в аплодисментах, когда песня закончилась. А я аплодировала, наверное, громче всех: готова была их подарками завалить, лишь бы ушли с глаз долой. И инструмент расстроенный, и голоса... хм, лучше промолчу, и текст – «Николаев отдыхает». Интонации, кстати, николаевские, равно как и рифмы:
М.: Я искал тебя...
Д.: ...а нашёл – меня...
Я очень долго ждала на обсуждении, что же скажет по этому поводу жюри, до тех пор певшее дифирамбы. Дождалась: «Гитарка звучит хорошо... Только... девочка, наверное, больна?..»
В общем, «старики могут спать спокойно», по выражению жюри. Оптимизм изо всех щелей.
Истфак. 18.04.2002
Первое впечатление: «А я ещё говорила, что филфак – гадость...»
Нетрудно меня понять. Так, первым номером поставили стихи. Авторские. Вялые. Лажовые. А ведь ИФ всегда славен был актёрским мастерством.
Вначале практически все номера были так себе. Например, песня (не помню названия; исполняет та же девчонка, что читала стихи) – голос не выдерживает мелодию, песня сама по себе неяркая, да и двигается исполнительница что топчется на месте: очень нерешительно (жюри: «Голосок приятный, душевный. В движениях знает меру...»).
Общая идея – студент приходит на практику в поликлинику. Идёт выбирать себе врача.
Очень колоритный психиатр. Любимый приём - внезапный рык: «Аааааааа!..»
Что запомнилось.
Сценка «Хиромантия» – неплохо... но неровно. Играют, пожалуй, лишь двое из четверых. Одна фанатка всякого рода гаданий заставляет своего почитателя посетить хироманта. Почитатель не долго думая нанимает мужчину, который предоставит свою руку для гадания. Человек попался непростой, как выяснил хиромант: проживёт более 200 лет, а умрёт от родов... Много чего весёлого гадатель углядел на руке, пока человек не признался, что эта рука не рука, а протез.
Песня уборщицы (на английском) - !!! Блиннн, какое произношение... Какой голос... Кайф! А как она играет при этом...
Сценка с микрофоном. Судя по началу, это должно было быть здорово. Но - по ходу сценки парня, играющего микрофон, должны были уронить. И его УРОНИЛИ. Номер, конечно, оборвали...
Сразу после этой последней сценки – финальная песня. Очень жизнерадостная. Если бы не несчастный случай, эта песня стала бы лучшим номером. А так – у зрителей шоковое состояние.
А вообще – это был очень странный концерт.
ВМК. 19.04.2002
Я в них просто разочаровалась. Очень слабое выступление – на фоне их же «Дебютов».
Общая концепция. В Доме Культуры провинциального городка в очередной раз проходит Турнир. Турнир – это такое состязание, победитель которого получает возможность бесплатно учиться в любом вузе страны. Группа ребят-активистов занимается вступительной частью, в которой надо рассказать про Турнир, причём рассказать необычно, ибо все сами знают всю историю Турнира, ведь её из года в год повторяют... Активисты роются в архивах, находят описание необычного случая – как-то один победитель Турнира отказался от приза. Кто? Почему? Ребята пытаются поставить сценку. Версия причины отказа одна – победитель не смог расстаться с любимой. Но что-то никак не получается, слишком всё фальшиво... По ходу действия ребята узнают, что этот человек – девушка. Мало того, эта девушка им прекрасно известна...
Интересной мне показалась идея обставить перетаскивание микрофонов и перестановку декораций как часть сценок-связок, то есть функции рабочих сцены взяли на себя сами актёры.
Неплохие сценки были, конечно, куда же без них. Только в основном заинтересовали идеи, но не исполнение.
Были и ляпы. Самая большая лажа – «средневековый» (это его так обозвали актёры) менуэт. А реверансы, при которых руки расставлены в стороны, будто у гимнастки, идущей по бревну...
Концерт затянулся. На обсуждение не пошла: ну что там интересного скажут?! Будут хвалить. Сказать нечего: слаб общий уровень.
Гала-концерт. 27.04.2002
Неприятно удивило отсутствие связок и наличие большого количества песенных и танцевальных номеров при малом числе сценок.
Самая забавная сценка – «Выступление жюри». Председатель жюри выходит на сцену и начинает долгую речь, смысл которой сводится непонятно к чему. В заключение – объявление результатов:
3 место – биофак и истфак (и те, и другие поражены);
2 место – химфак (на концерт которого никто не ходил);
1 место – филфак.
И ещё – много всяких специальных призов («для тех, кого ещё не награждали»): филфаковской «Фросе»; истфаковскому «микрофону» («за проявленное мужество»), который, оказалось, вовсе и на ИФ учится...
Вот и всё. Закончились концерты, и у студентов теперь лишь одна забота впереди – Сессия. В следующем году опять начнётся концертная суматоха, и, чувствуется, толпы народа помчатся на химфаковские выступления полюбоваться, чем это ХФ лучше ИФ. А пока – единственным развлечением да послужат нам учебники старослава и томики Шекспира...
Arafel
P.S. Спасибо биофаку за душевность, Насте Калашниковой – за самоотверженное занимание мест, Фио – за моральную и прочую поддержку, Коммандеру – за психоотстаивание после концерта ВМК и за своевременное кормление, всем прочим – за то, что вы были.
2. Свечка под фильтром
Истфак-ФМО: «Палата #6»
В этом году я практически не ходила на репетиции. Мы с Вэл отовились читать «Земляничные палаты» Зины из «APN’а» и на общие сборы забивали. То, что мне все же удалось увидеть, впечатляло, но не слишком. Пантомима «Гвоздь» – про двух парней, которые прикалываются над третьим. «Средневековый Интернет» в конце концов «зарезали» из-за откровенной пошлятины (одно «yahoo.eu» - «яхху точка ею» - чего стоит!)... И, конечно, «Микрофон». Все три номера - Федора.
К постановке выступления впервые на моей памяти подключились преподы: Е.А. и моя любимая О.В. (которая однажды вместо лекции прочитала нам на паре «Чайку» Баха). Они-то и выкинули все скабрезные шутки из программы. Не то чтобы я была против... Но «что останется от Весны, если пропустить ее сквозь фильтр цензуры?! :)» - мои слова, и я пока от них не отказываюсь.
В начале года наш декан Олег свет Алексеевич отделил-таки факультет международных отношений от исторического (хоть мы и продолжаем учиться под одной крышей). И «СВЕЧку» вместе мы делали в последний раз... Я с трудом себе представляла, каково нам будет без Федора и остальных «Ыстребителей», относящихся в большинстве к истфаку.
«Общую концепцию» определили как «Палата #6», и связки обыгрывали «врачи» и «студент-практикант», пытавшийся выбрать себе руководителя по практике. До нашего с Вэл номера прошла уже добрая треть концерта, весьма отстойная по содержанию. Прочитав стих, мы спустились в зал и устроились на первом ряду (в это время как раз шел «Гвоздь»). Могла ли я мечтать, что это была только присказка, что концерт пойдет по нарастающей!
Зал оживал. Связки проходили на «ура». Сценки, которые я ни разу не видела: «Психиатр» и «Слабое звено». Зал стонал. На гала-концерте потом их объявляли как «СТЭМ, исторический факультет». Ставили-то их ребята с 3-го курса ФМО, и мне становилось ясно, что с нами будет в следующем сезоне. Все будет хорошо...
Последним номером перед финальной песней шел «Микрофон». Федя за кулисами читал монолог микрофона, на сцене его изображал Олег. «Книга, в которой нет ее антикниги, считается незавершенной», - писал Борхес. «Микрофон» был «антикнигой» нашего концерта и «СВЕЧи» в целом - стебом над самыми заезженными, избитыми номерами и приемами.
«- Здравствуйте всем! Это я - микрофон. Стою на сцене, как всегда спиной к залу. Очень хочется посмотреть, что там, но редко удается. Одно знаю точно, прямо подо мной сидит Тёма, хозяин. Тёма, что-то я сегодня не в форме, сделай мне хорошо, отрегулируй. Вот-вот, так лучше. Спасибо, нам с тобой еще часа полтора здесь мучиться. /.../ Так, кто это? Ну, точно, рабочие сцены - грубые, тупые, криворукие скоты. Весь концерт будут лапать, таскать и крутить. Сколько я от них натерпелся. Не ставь меня к колонке, а то сейчас как заору! /.../ Снова в центр сцены потащили. Зачем? Ага, еще один стандартный экземпляр - мальчик с гитарой. Сейчас начнет под расстроенную гитару лабуду собственного сочинения завывать. Надеюсь, ты стоя петь будешь. Нет, стульчик тебе несут. Редиска, нехороший человек, мог бы и стоя петь! Так ведь нет, это мне сейчас минут пять прогнувшись [(в первоначальном варианте было «раком». - Ф.)] стоять придется! Ну, слава Богу, закончил. Давай, давай, неси меня в уголок на отдых. Что у вас сейчас там? Ага, сценка. И я даже знаю, про что. Про экзамен. На большее мозгов не хватает. Из всех сценок, что я вижу, 90% - про экзамен. /.../ Так, назад меня тащишь? Эй, не дрова несешь! А! Я так и знал! Тёма, отомсти...»
Федор успел сказать: «Тёма, отомсти!» Первак, игравший «рабочего сцены», пытался поднять Олега, поставить на ноги. Олег не мог стоять. В зале стало очень тихо. «Рабочий» вынес парня за кулисы. Пошла связка к финальной песне, потом сам финал. Публика пришла в себя. Катастрофы удалось избежать. Олег за сценой потихоньку оклемался, даже не пришлось вызывать врача. Пробовали уговорить жюри включить «Микрофон» в галу, но не удалось. Он бы сходу стал «антигалой», насмешкой, не вписывающейся в приглаженный, правильный концерт.
В день галы по пути в актовый зал я встретила хорошего знакомого. «Коль, ты не знаешь, какое у нас место?» - «Третье или четвертое.» - «Это значит, - сказала я, оправившись от шока, - что мы действительно классно выступили.» - «Ага. На гале три сценки, из них две наши, третья - не сценка.»
После «Слабого звена» в тот вечер публика с ИФ и ФМО скандировала: «Истфак - лучший!» Нам присудили 3-е место, мы вернулись к прежнему видению Весны, мы снова в оппозиции!
Ощущение эйфории портила пара статей, посвященных «СВЕЧке». Arafel: «...Мне вспомнились слова Димы Лаврова, когда еще осенью он агитировал перваков участвовать в «Дебютах»: «Основной соперник нашего факультета - истфак. Только мы побеждаем благодаря тому, что у нас шутки непошлые». Некто с ФФ в новорожденном «Факультете» уже прямо назвал ИФ «главным соперником», которого, однако, «мы всегда побеждаем». Лилиан, давай побьем Диму Лаврова. За то, что разрушает идею Истфила. Как будто плюнули в лицо. Теперь мне ясно, почему команда ФФ испокон веков безбожно гнет пальцы - с такими-то мыслями, начиная с 1-го курса...
Распределение мест в 2002 году:
I - филфак,
II - химфак (ко всеобщему удивлению),
III - ИФ-ФМО и биофак.
Наш «СТЭМ» был награжден особо. Олег получил диплом «СВЕЧи» «за проявленное мужество».
Фио
3. Что такое Свечка
Весна. Любовь. Реклама... Родные стены ФФ в несколько слоёв заклеены плакатами, афишами, объявлениями. Кра-асиво! Попадаются, однако, весьма загадочные .
10 апреля. «Ждём желающих помочь в подготовке Свечи». (Кто? Где? Когда?)
11 апреля. «Ждём в четверг желающих помочь в подготовке Свечи». (Кто? Где? Во сколько?)
12 апреля. «...сегодня в 11.20». (Уже ближе, но куда?)
«Так они никого не дождутся...» - думали желающие, бегая в поисках «места встречи» по всем трём этажам.
16 апреля. Сегодня? Свеча?? ФФ??? Невероятно, но факт.
И две заинтригованные журналистки через чёрный ход проникают в запретную зону актового зала за час до концерта.
О донна Роза Мария де Сакоро! Всё смешалось в доме Облонских... В одном углу танцуют, в другом поют... в пятом наверняка вышивают крестиком. А над нами нависает Дима Лавров:
- Чё это вы тут делаете?
В окно он нас всё же выкидывать не стал. Только измученно выдохнул: «Во бардак-то...» - и ушёл за кулисы. Судьба у него такая - организовывать неорганизуемое.
Наконец творческий бардак как-то упорядочил сам себя. В зал, озираясь, хлынули зрители.
Процесс пошёл.
На сцене закипела работа «НАФИГСТРОЙСБЫТИНВЕСТа». Лично прораб М.Шифер и Ко возводили «не то баню, не то театр». Сплошная эклектика, в общем.
Это можно сказать и обо всём выступлении. Юморные сценки чередовались с номерами, проникнутыми глубоким чувством (читать без иронии!). Например, потрясший буквально всех дуэт «Две звезды», которому смело могли позавидовать мартовские кошки. В зале тоже тихо мяукали от переизбытка чувств.
Но много было и по-настоящему хороших песен. Тау (как всегда, прекрасна); Павел Князев и Дмитрий Подольский (немного из проекта «Не Барды»), и иже с ними. ФФ в очередной раз блеснул своими музыкальными талантами.
На «стройке» не только пели, но и плясали - роковая женщина, индийские наложницы, «вся такая воздушная» балерина. Потрясающее впечатление произвела пантомима Паши Алёхина «Жрец». Гипнотическая негромкая музыка. В черноте сцены движется чёрная фигура с белым лицом. Это нельзя описать. Это надо увидеть.
Видимо по принципу контраста, следующие номера были комическими. Пародии на Алсу и Андрея Малахова заставили смеяться даже жюри. А как без издевательств над классиками - ну мы же филологи?!
«Достоевский: “Вы знаете, господа, меня в детстве ласково звали Досей. А вас, Виссарион Григорьевич?” - Белинский, мрачно: “Вися. (Злорадно.) А вас, господин Писарев?” - Писарев: “Я попрошу!..”»
Правда, впечатление слегка портила лажа типа «Принесите стул!», «Унесите микрофоны!», «Чёрт! Провода!» и чуть слышное суфлёрство из-за кулис. Впрочем, мелочи...
И вот финал. «The Wind of Change» (Scorpions). Бурные овации.
Мы впервые за два часа вспоминаем о своих журналистских претензиях и бросаемся к народу. «Люди! Что для вас - Свеча?»
Постоянные участники вздыхают и возводят очи горе: «Это так трудно объяснить!»
Лилиан Рок: «Главное - процесс. На сцене только верхушка айсберга!»
Тауриэль: «Возможность выступить тем, кто талантлив, и даже тем, кто не очень. Это особенно важно».
Лиска: «Геморрой!»
А счастливые до поросячьего визга зрители (оттого, что всё наконец кончилось :)) отвечали менее сдержанно.
Елена Борисова (I курс ФФ): «Море эмоций!»
Фио: «Праздник творчества? Выброс энергии? Всё это как-то книжно. Для меня это всегда была просто Любовь».
Но авторитетнейшее мнение прозвучало в ходе концерта:
«Студент, с пафосом: “Вот, Фрося, это и есть филфак!” - Колхозница-абитуриентка Фрося: “Да-а?! А как на дурдом похоже!” - Студент: “Нет, Фрося, это не дурдом. Это - дом дур!!!”»
Тут вспоминается бессмертная фраза одного из преподов: «А какие из филологов получаются жёны!» Ну, ему виднее...
«И вот уже 30 лет пытается Фрося поступить на филфак».
И вот уже больше 30 лет горит Свеча.
Нас не погасят!!!
Люси, Янтарь
Комментарий Арафели.
Цитаты воспроизведены дословно, а не по памяти.
Было опубликовано в МС 12(111)-2002