Неформальность
или
оппозиционерство?
Уже достаточно длительное время мы замечаем явление которое кажется нам неприятным, хотя и весьма закономерным: среди так называемой неформальной молодежи начинает появляться молодежь, которую при всем желании неформальной назвать нельзя, однако и «формальной» тоже. От среднестатистического неформала эту молодежь отличает болезненный интерес к проблемам окружающей действительности, которые обычно не включаются в сферу рассмотрения неформальной общественности. Они всеми силами стремятся вовлечь неформалов в обсуждение и разрешение «наболевших вопросов сегодняшнего дня». Второе отличительное качество этих субъектов - повышенная агрессивность. Здесь хотелось бы объясниться. До середины 90-х годов агрессивность по отношению к общественной морали как раз и считалась одним из признаков неформальной культуры - стоит только вспомнить пресловутых панков, хиппи и т.д. Однако теперешние неформалы - совсем другое дело. В эпоху вседозволенности, коей в полной мере можно назвать последнее десятилетие, никакая агрессивность уже не может считаться положительным качеством, а заодно и элементом, выделяющим субъекта из среды. Таковой ее может считать только весьма ограниченная в плане культурологического развития группа лиц, которым кроме своей агрессивности нечем выделиться из толпы и которые за счет этого недостойного качества не могут называться никем, кроме закоренелых обывателей - каждый из вас наверняка имел опыт общения с этими симпатичными мальчиками и девочками с лицами имбецилов. Агрессивность же товарищей, возникновение которых начинает нас беспокоить, не имеет ничего общего ни с первой, ни со второй разновидностью. Это совершенно особая агрессивность, направленная, с одной стороны, на замалчивание важных с их точки зрения общественно-социальных проблем ,а, с другой стороны, на возмутительную инертность неформалов в их отношении. И именно вышеперечисленные качества дают нам основание именовать подобных индивидуумов оппозиционерами. «По деяниям узнаете вы их». Именно с их легкой руки в местное обращение вошло словцо «контрэлита», не имеющее решительно никакого отношения к неформальным слоям общества. Аффикс «контр» вообще плохо увязывается с неформалами, чья деятельность проистекает под покровительством более независимого «альтер». Ибо «контр» предполагает противопоставление чему-то, но одновременно и зависимость от него, «альтер» же подразумевает под собой нечто просто отличное, совсем не обязательно противоположное. Оппозиционеры стремятся перестроить весь мир по каким-то своим принципам, неформалы же - обустроить какую-то его часть так, чтобы и они могли жить как им нравится, и весь остальной мир, желающий жить иначе. Оппозиционеры вынашивают планы разрушения старой системы, чтобы на ее месте построить, то, что, по их мнению, будет лучше для всех, неформалы ничего не намереваются разрушать. Они только создают вокруг себя альтернативную субкультуру, вскармливают ее и предлагают всем прочим на добровольной основе решить, стоит ли присоединяться к ней. Оппозиционеры действуют по законам социально-адаптированного общества, неформалы - игнорируют какую-то часть этих законов и на собственном опыте пытаются выработать для себя альтернативу. И те и другие одержимы желанием жить, не ощущая сковывающих их социальных рамок, но оппозиционеры пытаются эти рамки уничтожить, а неформалы их попросту игнорируют. Почему же столь непохожие на неформалов оппозиционеры появляются именно в неформальной среде? С одной стороны, неформальная группировка - явление со своей сформировавшейся или формирующейся субкультурой, определенными взглядами и традициями, и переориентировать ее целиком и полностью на «благое дело» для оппозиционеров очень и очень заманчивая перспектива. К тому же, внедряясь в такую группировку, они могут действовать самым нечестным путем - номинально являясь членами группировки, говорить от ее имени в защиту своих интересов. С другой стороны, занимая положение внутри тусовки, оппозиционеры могут пытаться вербовать в свои ряды тех, кто только-только познакомился с данной субкультурой, еще не стал ее частью и занимает неустойчивое положение в выборе между «формальным» и неформальным обществом. К тому же, извне - а оппозиционеры все-таки более «извне», нежели «изнутри» воспринимают неформальную культуру - неформальная группировка представляется организацией социально слабой, мягкой, легко подверженной влиянию и доступной для манипулирования. То, что на самом деле отношение группировки к «внешним» вопросам определяется ее жесточайшей внутренней структурой оппозиционеры зачастую попросту не учитывают. Зло ли это? Полагаем, что нет. Впрочем, все зависит от того, насколько каждое конкретное неформальное общество ценит самое себя, ощущает те принципы, на которых оно базируется и желает, чтобы все это развивалось без вмешательства со стороны. В том случае если это так, оппозиционеры - это досадная неприятность, но не более. Но это не всегда так. |
Роборотень и Князь Тьмы
[Домашняя страничка Коммандера]
[МС 18(96)-2001. Содеpжание.]