Расписание концертов группы было вывешено ещё 24 сентября на официальном сайте "ДДТ" [http://www.ddtworld.spb.ru]. Первым городом в концертном туре по Волге значился Нижний Новгород. Я об этом узнала 27 сентября и затрубила во всеуслышание. 8-го октября начали крутить рекламу по радио. И вот уже город запестрил до боли знакомой чёрно-белой символикой ДДТ на афишах, где значилось: "! ноября, 19:30. Концертный зал Кремлёвский. Группа ДДТ в программе "Единочество".
С 92-го года группа готовит концертные программы, песни в которых объединены общей идеей и связаны в одно целое музыкальными образами. Первая из них – мрачный по настроению "Чёрный Пёс Петербург" (92 г.). Затем были две программы не столь цельные и идейные, сколько просто концертные: "Это всё" (94 г.) и "От и до" (95 г.). В 98 году появился мощный по энергетике "Мир номер ноль", который сам Шевчук назвал "тяжёлым хард-роком". И вот в конце 2001 года группа представила новый продукт – "Единочество", дирижёром в котором являются "голос и слово, погружённые в тёмную среду… и четверг образной музыки" (Ю.Ш.)
Представьте полку, на которой стоит глиняный кувшин. Возьмите и бросьте кувшин с полки на пол. Он разлетится на куски. Нечто подобное происходит с сознанием на "Единочестве".
Теперь о концерте. Во-первых, чтобы задать тон, надо отметить, что "проходил он в мажорском концертном зале "Кремлёвский"' (что само по себе удивило), где обычно выступают всякие мажоры и куда цены на билеты такие, что их, билеты, не укупишь. Кроме того, их количество было весьма ограничено, зал для таких концертов, в общем-то, маленький, а желающих – много.
Так вот, о ценах. В первые ряды билет стоил 700 рублей, а далее – 600, 500, 400, 300, 200. С 27-го ряда до конца зала (это, по-моему, ряд 36) – 150 рублей. Эти самые дешёвые билеты раскупили за несколько часов до появления рекламы. Поэтому большинство из тех, кто действительно хотел попасть на этот концерт и ждал его 2 года (последний концерт ДДТ отыграли в Нижнем в 99-ом), остались за стенами "Кремлёвского". Конечно, билет не из себя представлял последнее чудо полиграфии как, например, на "МТ" – на специальной бумаге с особой графикой и водяными знаками (они бы ещё автограф Лагутенко поставили!), а был вовсе даже обычный, типа "от руки на туалетной бумаге". Так что отсканировать его и распечатать на принтере на обыкновенной ксероксной бумаге ничего не стоило. Что и сделал безбилетный народ. Но дело в том, что на входе в "Кремлёвский" все билеты просвечивались на детекторе, так что даже самые качественные копии отсеивались, и народ не пропускали.
О публике. В связи со спецификой места проведения концерта было много таких людей, которые, по-видимому, пришли просто на концерт, а не на ДДТ.
Вопреки моим ожиданиям, что концерт начнётся вовремя, его задержали на 25 минут. Публика неоднократно дружными аплодисментами вызывала музыкантов на сцену. И вот появился сам Шевчук с красной кофейной кружкой, из которой он на ходу что-то отхлёбывал (типа в образе "ну чё, даже кофе не дали допить").1 Кружку он поставил на пол рядом с микрофоном и сказал (как всегда! ну кто бы сомневался!): "Здравствуйте, дорогие!" Тут подтянулись и остальные участники группы: Вадим "Вадик" Курылёв (гитара), Константин "Кот" Шумайлов (клавиши), Игорь "Доца" Доценко (ударные) и Павел "Паша" Борисов (бас). В таком составе группа и выступала. Не было Михаила "Дяди Миши" Чернова (саксофон), который недавно отметил своё 60-летие, и Никиты "Зольцмана" Зайцева (скрипка). Уж год, как группа потеряла своего бессменного скрипача…
В последнее время Шевчук строит свои концерты таким образом, что начинается всё с чтения стиха, являющегося как бы заголовком к программе, или с исполнения "музыкального образа", являющегося прелюдией к теме ("Чёрный пёс Петербург", "Рождённый в СССР", "Мир номер ноль".), а затем, он со товарищи мощно бьёт по ушам электричеством. Так было выстроено и "Единочество". Шевчук прочитал стих "Тот кто один, тот, кто един." И грянуло "В рабочем квартале". Зал подавленно молчал. Как сказал сам Шевчук – "Зал – в шоке".
Публика оставалась вялой до середины концерта. Поддержку обеспечивали только последние ряды зала, состоящие как раз из неформального народа.
Среди новых песен прозвучали: "Храни всех нас, Господи, тихо", "А мы танцуем с тобой это танго войны", "Мама, это рок'н'ролл', "Она" (эту вещь одно время крутили на "Нашем Радио"), "Уходит наше поколение", "В рабочем квартале" и две песни, которые Шевчук играл в акустическом варианте в программе "Воздух" на "НР" – это "Спой, БГ" и "180 сантиметров назад", а так же "Город без окон", написанный давно, но пока не вошедший ни в один альбом, и ещё кое-что. Всего сейчас у группы 18 новых песен.
Во время очередной паузы Шевчук прочёл своё стихотворение из первой книги стихов "Защитники Трои" "Иногда я Моцарт…":
Иногда я Моцарт,
Окна на Исаакий –
Вьюга заметала,
Хочется покоя,
Почему я лезу
Что же, получите
Я её поставил |
Сыграл он и одну "чеченскую" песню, вспомнив о комитете солдатских матерей.
Когда новая программа закончилась, и зазвучали всенародные хиты ("Осень", "Последняя осень", "Ветер", "Родина", "Метель Августа", "Не стреляй", "Это всё"), подключилась и передняя часть зала. А ближе к концу концерта народ, почуяв скорое завершение, и вовсе отрывался по полной и бесился как мог. Всё бы, конечно, было ничего, если бы не портили общеё картины пьяные подростки, сипло оравшие: "Юра! Мы тебя любим!" Тьфу, гадость!…
И вот Шевчук, прощаясь, снял гитару и собрался покинуть сцену. Но не тут-то было! Да разве ж мы б его так просто отпустили?!! Да ни за что! Весь зал стоя дружно скандировал: "Это всё! Это всё!" И пришлось дяде Юре вернуться и сыграть-таки "Это всё", последнюю песню на этом концерте.
В альбоме группы ДДТ "Мир номер ноль" есть "музыкальный образ" за номером 3 под названием "Выход". Тогда, в 98-ом, мне были непонятны эти метания в поисках выхода. Но всё встало на свои места с появлением "Единочества". Шевчук нашёл этот выход и вышел на качественно иной уровень, на другую орбиту – на "Единочество", неслыханное и невиданное доселе, иное мироощущение, раскалывающее сознание, позволяющее взглянуть на ВСЁ с той стороны. Я бы даже сказала – из КОСМОСА…
Это всё.
Рокенролльная душа.
(3-4 ноября 2001 года)
Опубликовано в МС 1(100)-2002